На правах рекламы:

• Клиничсекий нутрициолог индивидуальная консультация с нутрициологом цена онлайн

 

Классификация иероглифов по способу образования

 

В первом веке нашей эры в Китае был создан словарь Шо-вэнь. В этом словаре все иероглифы по способу образования были разделены на "рипусе" (ЛИ) - (букв, "шесть категорий"): "изобразительные знаки, пиктограммы"; букв, "указательные", то есть своей формой указывающие направление или положение чего-либо; букв, "понятные по смыслу", то есть идеограммы; букв, "и изображение и звук", то есть фонойдеографические; букв, "изменение значения", то есть употребленные а переносном значении; букв, "заимствование", то есть фонетическое употребление иероглифа. Последние две категории к графике прямого отношения не имеют, в остальном же эта классификация довольно четко отражает закономерности образования иероглифов. Изобразительные знаки, или пиктограммы, это рисунки предметов, впоследствии схематизированные.

Например, иероглиф "человек" - схематизированный рисунок человека в профиль, иероглиф "огонь" - изображение языков пламени от костра, а иероглиф ) "река" - речных струй. Надо отметить, что таких знаков, которые и в наше время можно (зная их значение) Как-то увязать с первоначальным рисунком, совсем немного. Для большинства же знаков-пиктограмм это совершенно невозможно. Иероглифы указательной категории или, как их еще называют, "символы" - их было сравнительно немного -условно показывают направление. Так, иероглиф "верх" представляет собой горизонтальную черту, от которой вверх отходит вертикальная черта. В современном написании вертикальная черта имеет еще короткую отходящую вправо черточку. В древнем написании этой черточки не было, позже появилась точка, возможно, чтобы обратить внимание на именно вертикальную черту как главную в этом знаке; точка же впоследствии превратилась в короткую отходящую черту. Идеограммы - это знаки, в которых изображение предмета не было самоцелью. Определенное положение предмета (например, поза человека) должно было обозначить либо какое-то состояние, либо его функцию. Большинство же идеограмм - соединение уже созданных к определенному периоду знаков или элементов в новый знак с целью обозначения другого понятия. Так, соединение двух иероглифов со значением "дерево" привело к образованию иероглифа "лес", соединение трех иероглифов, обозначающих "повозка",- иероглифа, имеющего значение "шум, грохот", и т.п.

Вопреки распространенному представлению большинство иероглифов не восходит ни к пиктограммам (схематизированным рисункам), ни к идеограммам (соединениям значимых элементов для обозначения нового понятия). Более или менее достоверно реконструированные знаки описанных категорий составляют в общей массе иероглифов незначительное меньшинство. Основная масса употреблявшихся в прошлом и употребляемых сейчас знаков - фоноидеографические иероглифы. Фонондеографический знак, возникший в ходе графического и смыслового преобразования компонентов,- результат соединения двух частей, а именно - элемента, обозначающего его звучание, так называемого "фонетика", и элемента, уточняющего или определяющего его значение, то есть "детерминатива". Чтобы представить себе, как создавались фонондеографические иероглифы, обратимей к аналогии. Так, если бы перед последовательностью букв "лук" для указания на то, о каком именно слове, идет речь, была бы нарисована луковица или поставлен условный значок, имеющий

значение "растение", то рисунок луковицы или условный значок выполняли бы роль "детерминатива", а последовательность букв "лук" была бы "фонетиком". В целом же приведенная последовательность знаков однозначно записывала бы слово со значением известного огородного растения а отличие от вида оружия. Соответственно перед последовательностью букв "лук" в значении вида оружия можно было бы нарисовать этот вид оружия и т.д. Неполнота такой аналогии а том, что фонетнк в составе иероглифа записывал звучание в целом, не отражая в графике составляющие его отдельные звуки.

Детерминативы первоначально служили для объединения иероглифов в группы по смысловому признаку, однако постепенно они утратили эту первоначальную функцию и стали выполнять роль графических элементов -ключей. Ключ -это графический элемент, наличие которого в составе иероглифа вместе с числом черт, составляющих иероглиф, определяет место иероглифа в словаре. Ключей в настоящее время 214, они объединены в "Таблицу ключевых знаков".

Из сказанного выше ясно, что понять значение иероглифа, исходя только из составляющих его элементов, невозможно. В современном японском письме невелика и роль фонетика как определителя чтения конкретного иероглифа. Правильнее будет сказать, что в настоящее время каждый иероглиф следует воспринимать как нечто данное с определенным числом закрепленных за ним чтений н значений. Однако реликтовая (остаточная) идеографичность некоторых элементов и частичное сохранение силы некоторыми фонетиками в японском письме все же помогают при изучении и запоминании иероглифов в процессе учебы - после того, как накапливается определенный запас выученных иероглифов, появляется материал для обобщений. Для того, чтобы понять, в чем состоит реликтовая идеографичность ключа.


Реликтовая идеографнчность ключа заключается в том, что он входит элементом в большое число сложных иероглифов, имеющих по своим значениям отношение к понятию "дерево".

Таким образом ни приводившиеся "шесть категорий" иероглифов, ни "Таблица ключевых знаков" не позволяют говорить об иероглифах как идеограммах, т.е. знаках, значение которых может быть понято вне языка и вне системы письма, в которой они функционируют. Значение иероглифа - это значение тех языковых единиц, которые он записывает. Все перечисленные категории иероглифов, независимо от их происхождения, функционируют в современном письме одинаково. Их Функцию можно назвать словоразличительной или морфемо-раэличительной . В настоящее время не существует правил, по которым можно было бы создавать новые иероглифы. Фактически вея достоверно зарегистрированная история иероглифов -тем более в Японии -это процесс сокращения общей численности знаков и сокращения числа черт и элементов в составе иероглифов. Правда, в Японии наблюдались Отдельные попытки создания новых знаков из старых элементов.

Существует несколько терминов, которыми обозначают иероглифы, созданные уже в Японии из китайских графических элементов. Это "кокудзи" (букв, национальные знаки), "сва-дзи" и (букв, японские знаки), "васэй-кандэи" (букв, знаки, созданные в Японии) и некоторые другие. Создатели новых знаков пытались пользоваться упоминавшимися "шестью категориями". В Японии возникли такие иероглифы, как "дуб" - идеограмма, состоящая из элементов "дерево" и "крепкий", "циновка" - идеограмма из элементов "трава" и "сидеть", ( "перевал" - идеограмма из элементов "гора" и "верх-низ". Были попытки создания знаков и по другим категориям. Всего за всю историю их было создано около 1501, но практически в настоящее время сохранились лишь' отдельные знаки, в основном применяющиеся для записи метрических мер или сокращенного обозначения географических названий.

 

 

на главную / инфа о Японии